23 сентября 2014 г.
Роберт Руотси:
Топонимически - исторического. Разоблачение мифов и срывания покровов для.

Один лишь раз в жизни приходилось писать письмо в печатную газету. Что называется "не могу молчать", когда та напечатала уже изрядно доставшую меня в устных вариантах "легенду" о происхождении названия не чужих мне деревень. Проезжавшие по дороге Гатчина - Кипень наверняка обращали внимание на три деревни с похожими названиями Алапурская, Юляпурская и Поккизенпурская.

Если заинтересоваться происхождением таких непривычных для русского уха топонимов и спросить первого встречного пейзанина, почти наверняка можно услышать вариации "древней легенды" о щедром отце, подарившем трем своим дочерям по деревне. Самая трэшево - эпическая версия из слышанных мной состояла в том, что сестры Юля, Алла и Покиза ))) были партизанками, зверски замученными немецко - фашистскими оккупантами. Не надо лезть в переписные книги Водской пятины, где, впрочем, Пурсково тоже есть, достаточно любой довоенной карты, чтобы убедиться, что деревни существовали задолго до этого исторического события.

Пурсково - ойконим. В Финляндии до сих пор сохранилась система, где деревней называется группа хуторов и хозяйственная площадь между ними, у них общее название, но и каждый хутор может иметь еще и свое собственное. Я не специалист, но по многим признакам у ижор было точно также. А происхождение названия проще некуда. Purskua - Брызгать, бить ключом. Ala - нижний, ýlä -верхний (привет от Юляпурской братскому Высокоключевому), Pokkisen - от местной фамилии Поккинен. Банально и никаких легенд. :)

Вообще, вполне естественно, когда люди пытаются как-то адаптировать и переосмыслить непонятные названия. Если для этого нет возможности и желания, логика и историчность бывают побиваемы в пух и прах фантазией.

Вот, например, обратный случай. Многие знают, что есть такой город Гатчина. :) У местных финнов существуют вариации такой версии происхождения названия. Ехал как-то Петр 1... Здесь немного отвлекусь.

В местной народной мифологии, независимо от этнического происхождения. вероисповедания и партийности, существуют три сакральных фигуры, имеющие отношение ко всему, что делалось, делается и будет делаться на этой земле. Две константы: Петр 1 (посмотрите направо, вы видите дуб с двумя стволами, по легенде сам Петр 1 расщепил его струей на санитарной остановке) и Александр Невский. Временной интервал действия этих персонажей: у Александра Невского - от неолита до примерно 18-го века, у Петра 1 от 16-го до 20-го.

Третья сакральная фигура - переменная, в данный момент эту часть триптиха занимает Дрозденко.

В общем, значит, ехал как-то Петр первый и остановился в деревне. Зашел в избу, а там красивая девушка - финка у плиты хлопочет. Не удержался, схватил ее за задницу. Девушка повернулась, да как стукнет ухватом (варианты: хлебной лопатой, ногой с вертушки) царю по хребту (по жбану, в щи) и говорит: "Kats sinä!" ("Смотри мне!"). И так уж понравились Петру девушка, фраза и обстоятельства, что повелел он деревню так и называть. Вот такой ермолайский кенгуру. :)

Если Вам понравилась эта статья, расскажите о ней друзьям!




  • Комментарии

  •   Добавить комментарий

  • В блогах
  • Гатчинская музыкальная школа - юбилею области

    В рамках программы, посвящённой 90-летию  области, в Детской музыкальной школе им. М. М. Ипполитова-Иванова 20 мая состоялся концерт творческих коллективов этой школы. Вела концерт заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Михайловна Брусенцева. 
  • История и краеведение
  • Иллюстрации

  • Аудиозаписи

  • Полезная информация
  • Друзья
    Гатчина Домашняя

  • © Гатчинский гуманитарный портал 2002 - гг.